Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

«Между небом и землёй песня раздаётся…»

7 мая
2015 год
 
 
 
1
2
4
6
9
10
11
12
14
16
17
18
20
22
26
27
29
31
 
 
 
 
 
 
2
4
5
7
8
10
11
13
15
16
17
18
19
23
24
27
28
29
 
 
 
 
 
 
2
3
5
7
9
11
13
15
17
19
21
22
24
27
29
30
 
 
2
4
6
9
10
13
14
16
17
19
21
22
24
26
27
30
 
 
 
 
2
5
7
8
9
10
12
14
16
20
22
24
25
26
28
30
1
2
5
8
9
10
11
13
14
18
19
22
25
26
28
29
30
 
 
2
3
4
6
7
9
12
15
16
17
18
20
21
23
24
27
29
 
 
 
 
 
1
3
5
6
7
8
10
12
13
14
16
19
23
24
28
30
 
1
3
5
8
9
11
13
14
15
16
17
19
20
22
23
24
26
27
29
30
 
 
 
2
3
4
5
7
8
9
12
13
14
16
17
18
19
20
23
24
25
26
27
28
29
 
 
 
 
 
 
1
3
4
7
8
10
11
13
14
15
17
18
20
21
23
24
27
28
29
30
 
1
3
5
7
8
9
10
11
12
13
16
17
19
20
21
22
23
26
27
28
30
31
Все рубрики

«Моё отечественное кино» с Сергеем Кудрявцевым >>

День Победы на Каннском кинофестивале

«Жаворонок»

По случаю полувекового юбилея советского военного фильма «Жаворонок», который имел большой успех в нашем кинопрокате (27,4 млн. зрителей), а также участвовал в основном конкурсе Каннского фестиваля в 1965 году (о чём мало кто помнит теперь), решил я заинтересоваться вопросом: насколько со вниманием относились устроители этого престижного киносмотра именно в юбилейные годы Великой Победы к картинам из СССР и России? Принимали ли в расчёт ленты на военную тему? Ведь сейчас в Канне ни в одну из четырёх программ вообще не взяли полнометражные российские фильмы, чего не было, между прочим, с 2005 года - то есть и на 60-летие Дня Победы отечественное кино тоже оказалось полностью проигнорированным на набережной Круазетт.

«Зоя»

А всё начиналось-то весьма радужно! В 1946 году на торжественном открытии самого первого Каннского фестиваля, который состоялся тогда не в мае, а в сентябре, показали документальный фильм «Берлин» Юлия Райзмана. И в конкурсе участвовали 6 советских картин, в том числе «Великий перелом» Фридриха Эрмлера, «Человек № 217» Михаила Ромма и «Зоя» Лео Арнштама, которые рассказывали о событиях недавно окончившейся войны. И все они были, между прочим, отмечены призами, как и упомянутая лента Райзмана.

«Большая семья»

В 1950 году киносмотр в Канне вообще не проводился. А спустя пять лет присутствовали в конкурсной программе «Герои Шипки» Сергея Васильева (пусть этот фильм и про другую войну, однако не остался без премии за режиссуру) и «Большая семья» Иосифа Хейфица, которая знаменовала, можно сказать, процесс «возвращения к жизни» и на экране, и в реальной действительности не только после военного лихолетья, но и продолжительной по времени сталинской диктатуры. Поэтому даже симптоматично, что в 1955 году на Каннском фестивале особо поощрили именно актёрский ансамбль в «Большой семье» за создание как раз привлекательных с человеческой точки зрения образов «простых людей». Вдобавок награду заслужила картина «Ромео и Джульетта» Лео Арнштама и Леонида Лавровского, а отдельного упоминания удостоилась балерина Галина Уланова.

«Летят журавли»

А 1960 год стал временем триумфа для фильмов «Баллада о солдате» Григория Чухрая (и такой взгляд на войну был по-настоящему новым и необычным) и «Дама с собачкой» Иосифа Хейфица. И ещё в конкурсе наличествовала третья советская картина - «Неотправленное письмо» Михаила Калатозова, единственного за всю историю нашего обладателя «Золотой пальмовой ветви», доставшейся двумя годами ранее за этапную работу военной тематики «Летят журавли», подлинно новаторскую и произведшую оглушительное впечатление на кинематографистов всего мира.

«Жили-были старик со старухой»

В какой-то степени можно посчитать наследником лент «Летят журавли» и «Баллада о солдате» включённого в конкурсную программу уже в 1965 году фильм «Жаворонок» Никиты Курихина и Леонида Менакера, хоть и обошедшийся без призов, несмотря на приглашение в жюри писателя Константина Симонова, который немало сделал в литературе и кино для осмысления опыта и последствий минувшей войны. Однако есть свой резон в том, что всё-таки отметили дипломом исполнение главной женской роли актрисой Верой Кузнецовой («Жили-были старик со старухой» Григория Чухрая), которая оказалась дважды поощрённой в Канне, поскольку прежде была в составе награждённых за «Большую семью».

«Они сражались за родину»

Но вот дальше у отечественных кинематографистов начали возникать большие сложности как с попаданием в различные каннские программы, так и с получением призов. 1970 год стал абсолютно пустым в плане присутствия на набережной Круазетт. А к 30-летию Великой Победы нашим киночиновникам удалось с громадным трудом буквально пропихнуть в конкурс вместо выпрашиваемого французами «Зеркала» Андрея Тарковского фильм «Они сражались за родину» Сергея Бондарчука, а в жюри - Юлию Солнцеву, которая и раньше представляла какой-то интерес для Запада лишь в связи с творчеством Александра Довженко. Кстати, одна из самых спорных и даже вызывающих недоумение премий в истории Каннского фестиваля - за натужную и искусственную военно-эпическую «Повесть пламенных лет» в неюбилейном 1961 году, выданная, пожалуй, на волне тогдашнего энтузиазма Запада по поводу советского «кино оттепели».

«Сталкер»

Совсем странная ситуация случилась в 1980 году. Устроители всё-таки смогли выклянчить у Госкино «Сталкер» Андрея Тарковского, но показали почему-то на специальном внеконкурсном сеансе, что не помешало экуменическому жюри дать картине свою награду. А в 1985-м участие СССР в Канне ограничилось параллельными секциями, где были представлены «Милый, дорогой, любимый, единственный» Динары Асановой и «Голубые горы, или Неправдоподобная история» Эльдара Шенгелаи.

«Мать»

Зато отыгрались, как говорится, по-крупному пять лет спустя, когда вернулась мода на всё советское в связи с перестройкой и гласностью. В основном конкурсе поощрили «Мать» Глеба Панфилова и «Такси-блюз» Павла Лунгина, а за дебют (пусть он таковым не являлся!) наградили «Замри, умри, воскресни» Виталия Каневского, горький рассказ о послевоенном детстве. Из других представленных лент («Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви» Сергея Соловьёва, «В городе Сочи тёмные ночи» Василия Пичула, «Первый этаж» Игоря Минаева, «Человек, которого не было» Пеэтера Симма и «Лебединое озеро. Зона» Юрия Ильенко) отметили призом ФИПРЕССИ последнюю из названных - в немалой степени из-за автора сценария Сергея Параджанова, описавшего годы своего пребывания в тюрьме.

«Музыка для декабря»

Последующие времена связаны, увы, с усиливающейся потерей интереса Каннского кинофестиваля к тому, что происходило в России и в её кинематографе. Это подтверждается фактами малочисленного присутствия наших фильмов в разных секциях. Например, в год 50-летия Великой Победы показали лишь в параллельных программах «Музыку для декабря» Ивана Дыховичного, анимационную короткометражку «Лев с седой бородой» Андрея Хржановского и документальную ретроспективную картину «Время путешествия» Андрея Тарковского и Тонино Гуэрры.

«Утомлённые солнцем»

Спустя 5 лет всё-таки принимала участие в основном конкурсе лента «Свадьба» Павла Лунгина и удостоилась диплома жюри за актёрский ансамбль. А вот в 2005 году, как уже было сказано, вообще не было ни одного российского фильма во всех программах Канна. И только в год 65-летия довольно неожиданно среди картин, состязавшихся за главный приз, оказалось военное продолжение «Утомлённых солнцем» Никиты Михалкова с подзаголовком «Предстояние» (впрочем, этому могло поспособствовать воспоминание о каннском успехе оригинала в 1994 году).

«В тумане»

Справедливости ради, надо отметить, что и в неюбилейные годы Великой Победы были случаи не только включения наших лент отчасти с военной тематикой в конкурс Каннского фестиваля (допустим, в «Русском ковчеге» Александра Сокурова есть одна сцена, которая относится к периоду блокады Ленинграда), но и их награждения. Актриса Елена Соловей получила в 1981 году премию за лучшую второплановую роль в «Факте» Альмантаса Грикявичюса, «Молох» Александра Сокурова удостоился в 1999 году приза за сценарий Юрия Арабова, а в 2012 году премия ФИПРЕССИ досталась фильму «В тумане» Сергея Лозницы.

«Берлин»

Но нынешнее игнорирование российского кино является, пожалуй, демонстративным - в год 70-летия Великой Победы, когда главы многих государств не хотят приезжать на празднование в Москву, а деятели культуры тоже присоединяются косвенно к своеобразному бойкоту страны, которая потеряла доверие в мире.

Сергей Кудрявцев
Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам

обсуждение >>

№ 7
Янн (Зеленоград)   12.03.2016 - 19:56
Судя по тому , что в массе своей они принимали и отмечали ( особенно в последнее время ), то и жалеть особо об этом не стоит . Я смотрю, там клановость и узкий взгляд форева ! Сравнить " Свадьбу"... читать далее>>
№ 6
Елезритель   16.06.2015 - 10:12
"страны, которая потеряла доверие в мире" ======== Молодец, господин Кудрявцев! Буржуины оценят. Можете взять печеньку из корзины. И дажу макнуть её в бочку с вареньем. :))) читать далее>>
№ 5
Евгения Олеговна (Москва)   10.05.2015 - 12:09
Этим "Эуропейцам" нет никакого желания вспоминать "свои подвиги" во время 2 Мировой войны, а уж для этого никакого российского или СНГ-ового кино((( У дикарей (русских) кино НЕТ(((( читать далее>>
№ 4
kinanet (Москва)   9.05.2015 - 23:12
Большинства стран мира. читать далее>>
№ 3
carmina burana   9.05.2015 - 21:55
"страны, которая потеряла доверие в мире." ======== Это же надо было написать такую феерическую глупость)). Ряд стран - это далеко еще не весь мир, к счастью. читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма, спортивный фильм
Россия, 2018
приключения
Италия, 2018
драма, криминальный фильм, триллер
США, 2018
комедия
Франция, 2018
боевик, драма, комедия
Австралия, США, 2018
драма, комедия
Иран, 2018
научная фантастика
Великобритания, Испания, США, 2018
драма, триллер
США, 2018
все фильмы в прокате >>