Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

В ограниченный российский прокат выходит документальный фильм Евгения Григорьева «Про рок». Уже 25 ноября его можно будет увидеть в самом большом кинозале московского кинотеатра «Каро 11 Октябрь», затем пройдут показы еще в нескольких российских городах. Рассказываем, почему «Про рок» обязательно нужно посмотреть.

«Про рок»: У нас все хорошо – мы пьем алкогольные напитки

«Привет, Женя Григорьев, у нас все хорошо, мы пьем алкогольные напитки». Молодая группа «Городок чекистов» без особого рвения и с легкой издевкой отправляет режиссеру-документалисту очередную главу видео-дневника, который должен стать частью неигрового триптиха о том, чем живет сегодня уральский рок. «Чекисты» среди трех выбранных в качестве героев рок-коллективов отвечают за обаятельное интеллектуальное безделье, чем мгновенно подкупают зрителей. Они иронизируют, валяют дурака, не скрывают ключевую роль алкоголя в творчестве и жизни, а также излучают эрудицию пополам с ленью, в чем тут же и признаются. Ввязавшись в 2011-м в съемки документального фильма, они не думали, что процесс затянется, группа окажется на грани распада (или прорыва), страна изменится – и даже режиссер Евгений Григорьев, присутствующий в кадре на равных с героями фильма, переживет пару метаморфоз.

«Про рок» – очередное подтверждение двух аксиом: кино рождается на монтаже; главная удача режиссера – не просто снять хороший фильм, а запечатлеть момент, время и его эволюцию. В детстве Григорьев, родившийся в Свердловской области, увлекался роком – и шесть лет назад закономерно задумался о том, кто же теперь теребит струны и лупит в барабаны на родине Башлачева, «Чайфа», «Урфина Джюса», «Агаты Кристи», Nautilus Pompilius. Собрав жюри из мастодонтов жанра и места (Шахрин, Бобунец, Пантыкин и другие), Григорьев устроил глобальное «прослушивание» в поисках героев нового времени. Из сотен групп – вторичных, фриковатых, зажатых, нарциссичных, самоуверенных - выбрали три: «Городок чекистов», Cosmic latte и «Сам себе Джо». Как и в «Напротив левого берега», предыдущей работе Григорьева, им дали камеры, чтобы амбициозные молодые люди протоколировали творчество и быт.

«Про рок»: У нас все хорошо – мы пьем алкогольные напитки

«Городок чекистов» выпивал и снимал скетчи. Кудрявый и улыбчивый лидер Cosmic latte загребал жар руками, советовался с Сергеем Бобунцом из «Смысловых галлюцинаций», женился, разочаровался в музыкальной славе, снова воспрял духом. Фронтмен и автор текстов «Сам себе Джо» тоже оперативно женился, начал выступать по клубам, затем переформатировал коллектив в инструментальную группу (стихи не нравились жене), потом развелся, отрастил бородку, снова влюбился, вернулся к концепции рок-поэта, выражающего поколение. Все три пути балансируют между извечными творческими практиками и портретом нынешних почти тридцатилетних: интеллектуальная прокрастинация, жажда успеха и амбиции стать лицом поколения. Лучшей иллюстрацией внутреннего мира каждого фронтмена оказываются клипы, которые ребятам практически на прощание сняли Евгений Григорьев и оператор Артем Анисимов. Дальше уже сами.



Если бы все двигалось, как поначалу задумывалось, «Про рок» получился бы действительно только про рок. Мастера встречаются с той шпаной, что должна их стереть с лица земли. Шпана вертится-крутится, но даже не пробивается на радио-орбиту: ушла магия момента, пошел другой рокер – более наивный, более мягкотелый, не закаленный ни равнодушием, ни тем более остракизмом. Получился бы документальный фильм о музыке и поколениях, ею очарованных. Бодрый, ироничный, по-рокерски наглый и остроумный. Но за шесть лет с первого съемочного дня многое изменилось. Евгений Григорьев из ироничного наблюдателя превратился в героя фильма и даже рассказчика: титрами раскрываются закадровые неприятности картины, в кадре режиссер терпит неудачу с доком «В ожидании варваров». Ленту прохладно принимают на фестивале, подтверждая опасения Григорьева, что картина не удалась, а сам он посредственный режиссер. В ход идут алкогольные напитки – и вот нога документалиста мешает закрыться двери лифта. У рок-коллективов в это же время бушует кризис самоидентификации и амбиций. Сколько бы различий не просматривалось между поколениями, общего все-таки больше.

Такие нюансы делают палитру картины значительно богаче. У Григорьева получилась картина про рок, про изменчивый мир, про фатум. Про неуловимый узор перемен, который прошивает жизнь, общественную и частную, творческую и личную. Про молодость с ее надеждами, наивностью, самоиронией, самовлюбленностью, максимализмом, разочарованиями и нежеланием делать выводы. Про рок-музыку, которая из подпольного феномена перекочевала на радио и светящиеся рекламные щиты и потеряла драйв. Не случайно на «прослушивании» Шахрин ставит в вину всем молодым коллективам отсутствие секса: что разрешено, то не возбуждает. Про то, что провал – это часть успеха. Про то, что пропасть между поколениями – лишь в вывесках и культурном контексте. Про то, что поэт в России больше, чем поэт, но нет пророков в родном отечестве. Про то, что все меняется, но в то же время остается неизменным.


Подписаться на рассылку новостей
фильмы
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

притча, трагикомедия
Россия, 2017
биография, драма, исторический фильм, экранизация
Великобритания, США, 2017
комедия
Франция, 2017
комедия, семейное кино
Россия, 2017
драма, социальная драма
Россия, 2017
боевик, научная фантастика, приключения, фэнтези
США, 2017
драма, комедия
Франция, 2016
мистика, фильм ужасов
Канада, США, 2016
комедия, семейное кино
Франция, 2017
криминальный фильм, триллер
США, 2017
драма
Россия, 2017
боевик, драма, мелодрама, триллер
США, Таиланд, 2016
все фильмы в прокате >>