Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Обзор сериалов >>

Политический триллер Владимира Хотиненко о роли заграницы в истории Октябрьской революции

«Демон революции»: И нам некуда больше бежать

1924 год. На берлинский остров Шваненвердер, в особняк выходца из Российском Империи, уже давно обосновавшегося в Германии Александра Парвуса (Федор Бондарчук) приходит газета «Руль» с первополосной молнией о смерти Владимира Ленина. Бывший финансист Октябрьской революции ликует. Действие фильма переносится в Берлин образца 1915 года, когда разбогатевший на поставках оружия в Турцию Парвус, а вернее – Израиль Лазаревич Гельфанд, приходит к статс-секретарю Министерства иностранных дел и рассказывает свой план по организации переворота в царской России. Все предпосылки уже есть, не хватает лишь денег (от кайзера) на должную организацию столь масштабного события – оружие, листовки, оплату стачек. «Землю – крестьянам!», «Фабрики – рабочим!» – тут же формулирует лозунги главный политтехнолог и политический пиарщик того времени Александр Парвус. Немцы оказываются не против и выделяют предприимчивому Парвусу первый миллион марок. Естественно, теперь ему нужны конкретные люди, которые в умах масс станут идейными вдохновителями переворота и борцами за «вашу и нашу» свободу. Благо, практически по соседству находится гостеприимная для российских революционеров Швейцарская конфедерация, где в столовой Бернского университета влачит свое скромное, но преисполненное сознательностью, революционной идеологией и мечтами об окончательной победе над капитализмом существование Владимир Ленин (Евгений Миронов).

Повествование в сериале – а точнее, в серии фильмов режиссера Владимира Хотиненко и продюсеров Александра Роднянского, Сергея Мелькумова и Антона Златопольского – ведется от лица офицера царской контрразведки Алексея Мезенцева (Максим Матвеев), который сразу же отвечает на заданный еще Никитой Михалковым в фильме «Солнечный удар» вопрос о том, «как это все случилось»: «Мы недооценили всего двух человек. Одного из них сегодня знает каждый, второй забыт, словно его и не было. Первого звали Ленин. Второго – Парвус». Именно на судьбе этих двух персонажей и построен «Демон революции».

«Демон революции»: И нам некуда больше бежать

Многосерийный фильм Хотиненко можно вполне уверенно назвать добротной исторической драмой, просветительской и довольно консервативной. Рассказывающей в доступном жанре почти политического триллера с явным мелодраматичным акцентом, характерным для большинства проектов «России 1», о судьбах реальных героев (без ярко выраженной положительной или отрицательной коннотации) и их роли в истории государства Российского. Сюжет «Демона революции», основанный на конкретных событиях 100-летней давности, придумал еще Эдуард Володарский – один из немногих отечественных сценаристов, умело погружавший вымышленных персонажей в реальный исторический контекст или напротив занимательно разыгрывавший многим известные дела давно минувших дней в увлекательной форме. Это чувствуется и в «Демоне революции».

Поначалу сериал – лишь набор фигур, словно на шахматной доске, которая все чаще фигурирует ближе к концу сериала (в шахматы сам с собой играет Ленин-Миронов, черно-белые пешки в своей игре неумело пытается расставлять и Парвус-Бондарчук). Вот апологет революции Парвус – немного карикатурный, чрезмерно старающийся поначалу, но все-таки затем органично демонстрирующий свой актерский талант Федор Бондарчук. Вот Ленин – напротив, кажется, лишенный типичных черт вождя революции (разве что «р» играющий его Миронов произносит с заметным грассированием), но постепенно все более напоминающий того самого Ильича, действительно знакомого всем и каждому. Вот невнятный офицер контрразведки Мезенцев-Матвеев – то ли случайный свидетель истории, то ли и впрямь на протяжении всей своей незаметной судьбы идущий к роли этого хроникера революции. Вот Надежда Крупская (практически безэмоциональная, но от того ничуть не проигрывающая главным героям Дарья Екамасова) – верная жена, стесняющаяся своей мещанской ревности, верующей матери и от любого стресса и крика Владимира Ильича сваливающаяся с очередным приступом Базедовой болезни. Вот красавицы София Руднева (Паулина Андреева) и Инесса Арманд (Виктория Исакова) – необходимые, правда, кажется только для того, чтобы привлечь к телеэкранам зрительниц «России 1». «Революция, как женщина, постоянно требует денег», – говорит однажды Парвус. Эти дамы денег не требуют, они хотят только любви и волею судеб становятся участницами любовных треугольников и революционных событий.

«Демон революции»: И нам некуда больше бежать

Кино Владимира Хотиненко всегда было в первую очередь актерским. И здесь он, словно главные герои «Демона революции», вполне уместно расставляет выбранных им исполнителей ролей на шахматной доске истории. Не всегда ходит правильно, в последних сценах (как раз когда мчится тот самый революционный поезд) и вовсе, кажется, переходит от интеллектуальной игры к каким-то массовым поддавкам зрителю – тут и песни в вагоне поезда, и нелепые сцены между героями, – однако в итоге именно он из этой на самом деле нелегкой партии выходит победителем. Разбитый Парвус остается на задворках истории, Ленин обретает себя лишь в качестве героя хроники, зрители остаются наедине с титрами – до боли знакомыми по страницам учебников истории и тревожной музыкой Игоря Вдовина (саундтрек, который поначалу входит в некий диссонанс с картинкой, наконец играет предназначенную ему роль). Революционный поезд ушел, бежать больше некуда. Где-то далеко осталась лишь Россия, которую мы потеряли, или заслужили – со шпионами, политтехнологами и многоходовыми партиями, где все мы лишь пешки в руках не самых умелых игроков.

Читайте также рецензию на сериал Первого канала – «Троцкий»: Этот поезд в огне

Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 2
irina_ko   12.11.2017 - 07:14
... Не нужно обобщать и говорить за всех. Нам фильм очень понравился, несмотря на 40+ возраст и "перекормленность фильмами о вожде ...". Миронов - выше всяких похвал; сюжет интересный, заставил... читать далее>>
№ 1
DEIGHTON (Sochi)   10.11.2017 - 12:05
Вообще наш зритель, которому больше 40 лет перекормлен фильмами о вожде мирового пролетариата ( и анекдотами тоже), данный сериал как всё, что снимал Хотиненко не впечатляет, особенно неуместно смотрится... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма
Россия, 2017
драма, мистика, научная фантастика, триллер
США, 2017
комедия, приключения, семейное кино
США, 2017
комедия, семейное кино
Россия, 2017
комедия
Италия, 2017
боевик
Болгария, 2017
комедия, мелодрама
Россия, 2016
биография, исторический фильм, семейное кино
Великобритания, 2017
боевик, исторический фильм
Россия, 2017
детектив, криминальный фильм, триллер, экранизация
Великобритания, 2017
мелодрама, научная фантастика
Норвегия, 2017
все фильмы в прокате >>